Русский язык
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена на основе
следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
05.03.2004 № 1089);
2. Закона Российской Федерации «Об образовании»
3. Учебного плана МКОУ "Гамияхская СОШ №1"
4. Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской
программы по русскому языку для 5-9 классов под ред. М. Т. Баранова, Т. А.
Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.
Программно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных
школ под редакцией Т.А.Ладыженской соответствует требованиям государственного
стандарта общего образования. Данный учебный комплекс рекомендован Министерством
образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.
УМК, в целом, позволяет реализовать цели языкового образования, сформировать
ведущие компетенции языкового образования, обеспечивает уровень подготовки
учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Учебно-методический комплекс под редакцией Т.А.Ладыженской и др. не
нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам
обновленного содержания языкового образования в условиях перехода на новый
образовательный стандарт.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению
родному языку:
• воспитаниегражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку
как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных
сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об
основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Предлагаемое тематическое планирование предусматривает следующую
организацию процесса обучения (в соответствии с примерным учебным планом,
рекомендуемым программой общего образования):
1. в 5 классе предполагается обучение в объеме 204 часов;
2. в 6 классе – 204 часов;
3. в 7 классе – 170 часов;
4. в 8 классе – 136 часов;
5. в 9 классе – 102 часа.
Преподавание осуществляется по следующим учебникам:
В 5 классе – Учебник по русскому языку 5 класс. Авторы: Ладыженская Т.А.,
Баранов.М.Т., Тростенцова Л.А. - М. «Просвещение», 2015 год.
В 6 классе – Учебник по русскому языку 6 класс. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская
Т.А., Тростенцова Л.А. - М. «Просвещение», 2015 год.
В 7 классе – Учебник по русскому языку 7 класс. Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская
Т.А., Тростенцова Л.А. - М. «Просвещение», 2015 год.
В 8 классе – Учебник по русскому языку 8 класс. Авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская
Т.А.Ж, - М. «Просвещение», 2015 год.
В 9 классе – Учебник по русскому языку 9 класс. Авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская
Т.А. - М. «Просвещение», 2015 год.
Программа по русскому языку построена с учетом принципов системности, научности,
доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами
курса. Включено повторение основных разделов русского языка в 8-9 классах.
Аннотация к рабочим программам по русскому языку 5- 9 кл. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего образования, Примерной программой по русскому языку, М. Просвещение, 2010 г и Рабочей программой по русскому языку для 5-9 классов. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010.)
Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к преподаванию русского языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.
При выборе УМК предметной линии учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. учитывалась специфика контингента учащихся, соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся данной школы, соответствие программы ФГОС ООО, завершенность учебной линии, подход в структурировании учебного материала: от частного к общему, доступность и системность изложения теоретического материала. Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий
из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
1.2. Общие цели учебного предмета:
* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
* развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
* готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
* обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
* развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
* формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
* формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
1.3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане На изучение предмета отводится 735 часов. В том числе: в 5 классе - 175 часов, (5 часов в неделю) в 6 классе – 210 часов, (6 часов в неделю) в 7 классе – 140 часов, (4 часа в неделю) в 8 классе – 105 часов, (3 часа в неделю) в 9 классе – 105 часов, (3 часа в неделю)
1.4 Учебники, реализующие рабочую программу в 5-9 классах: 1) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 5 кл. Научный редактор – Шанский Н.М. М.. Просвещение. 2013 2) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 6 кл. Научный редактор – Шанский Н.М.М.,Просвещение,2013 3) Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А и др. Русский язык 7 кл. Научный редактор – Шанский Н.М.М,Просвещение, 2013 4) Бархударов С.Г., Крючков С.Е.,Чешко Л.Д. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2011
5) Бархударов С.Г., Крючков С.Е.,Чешко Л.Д. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2011
2. Планируемые результаты образования
Личностные результаты: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - владение разными видами чтения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; - способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение разными видами монолога и диалога; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; - соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; - умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общении.
Предметные результаты: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом: 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3. Общая характеристика курса Содержание русского языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. . Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы. Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые технологии. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.